A↓ A↑ размер шрифта на сайте

Поиск по сайту
     

1.            Особенности предоставления денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения сотрудникам , не имеющими возможности ежедневно возвращаться в жилые помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы

Решение вопроса о выплате денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения (далее - денежная компенсация) в отношении конкретного сотрудника относится к исключительной компетенции жилищной (жилищно-бытовой)комиссии (далее- комиссия), создаваемой приказом руководителя органа (пункт 7 Правил выплаты денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1228 (далее – Правила).

Данная комиссия должна принять решение о выплате денежной компенсации на основании представленных документов.

При рассмотрении вопроса денежной компенсации сотруднику, по нашему мнению, комиссия должна исходить из следующего.

1.    В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию в порядке и размерах, которая определяется Правительством Российской Федерации, в случаи отсутствия жилых помещений специального жилищного фонда.

2.    В соответствии с пунктом 2 Правил денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющего жилого помещения в населенном пункте по месту службы.

Согласно пункта 6 Правил жилищно-бытовой комиссии, создаваемая приказом руководителя органа, в месячный срок рассматривается рапорт и прилагаемые документы сотрудника, претендующего на получение денежной компенсации. При принятии решения по выплате денежной компенсации следует учитывать наличие у сотрудника возможности ежедневно возвращаться в жилое помещение от места службы.

При этом полагаем, что комиссия, рассматривая вопрос о выплате денежной компенсации сотруднику может учитывать дальность расстояния жилого помещения от места службы, время, необходимое сотруднику для следования к месту службы и обратно с учетом фактического наличия и условий транспортного сообщения, режим служебного времени, а также иные обстоятельства, прямо влияющие на возможность ежедневного возвращения в жилое помещение от места службы.

1.    В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в приделах Российской Федерации» (далее – Закон №5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких либо прав и обязанностей и согласно Закону №5242-1 не может служить основанием ограничения или условие реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем частью 1 статьи 2.5 КРФоАП за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 названной статьи, военнослужащие, граждане призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовной исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение воинской служб «службы» указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

При этом проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации в перечне административных правонарушений, определенной частью 2 стать 2.5 КРФоАП отсутствует.

Нарушением служебной дисциплины «дисциплинарным проступком», согласно части 1 стать 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о службе), признается в том числе виновные действия (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации.

Кроме того, статьей 18 Закона о службе установлено, что для поступления на службу гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел по форме установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

Установленные соответствующими нормативными правовыми актами формы указанных документов предусматривают указание в них сведений об адресе проживания (регистрации) гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел.

Основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел определены статьей 82 Закона о службе, в числе которых увольнение сотрудника со службы в связи с представлением им подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел (пункт 5 части 3), грубое нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2), а также неоднократные нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (пункт 7 часть 2).

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России

 

2.            В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» указано, что сотрудникам, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы из органов внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания - какие периоды засчитываются в «общую продолжительность службы»?

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

Под общей продолжительностью службы следует понимать выслугу лет. Выслуга лет - срок в течении которого, гражданин находился на государственной службе.

Порядок исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Согласно указанному Постановлению в выслугу лет сотрудников правоохранительных органов засчитывается:

- служба в Вооруженных Силах России;

- служба в Пограничной службе и органах пограничной службы;

- служба во внутренних войсках;

- служба в милиции;

- служба в исправительно-трудовых учреждениях;

- и иные случаи, указанные в Постановлении.

Таким образом, если сотрудник органов внутренних дел проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, а затем в правоохранительных органах,  то выслуга лет будет определяться путем сложения срока службы в Вооруженных Силах России и срока службы в правоохранительных органах.

Помимо этого, в Постановлении делается различие между календарным исчислением выслуги лет и льготным.

Под льготным исчислением понимается ситуация, когда вместо прошедшего календарного периода в силу особенностей службы в  выслугу лет засчитывается иной, более длинный период времени. Иными словами, сотрудник фактически проходил службу месяц, но в выслугу лет было засчитано 3 месяца. Случаи льготного исчисления предусмотрены указанным Постановлением.

Таким образом, для определения общего срока службы и размера единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника надлежит руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября1993 г. № 941.

 

3.            Каков порядок применения приказа МВД России от 6 сентября 2012 г. № 849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»?

В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказом МВД России от 6 сентября 2012 г. № 849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября2012 г., регистрационный № 25640) определен порядок предоставления отпуска за ненормированный служебный день, а также утвержден Перечень должностей рядового состава, младшего и среднего начальствующего состава, при замещении которых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день (далее - Перечень).

Таким образом, сотрудникам, замещающим должности старшего и высшего начальствующего состава, ненормированный служебный день установлен непосредственно Законом о службе, а сотрудникам, замещающим должности рядового состава, младшего и среднего начальствующего состава, в случае если их должности есть в Перечне, ненормированный служебный день может устанавливаться руководителями органов или организаций, где проходят службу названные сотрудники, с указанием этих должностей в правилах внутреннего служебного распорядка.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», Федеральным законом от 19 июля2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Частью 2 статьи 3 Закона о службе определено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Пунктом 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  предусмотрено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства.

При этом частью 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  прямо установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации не может превышать 40 часов в неделю. Исключение из указанной нормы Закона о службе предусмотрено только для сотрудников женского пола, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.

В этой связи статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой определена возможность установления неполного рабочего дня (смены) одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации применена быть не может.

Следовательно, само по себе наличие ребенка в возрасте до четырнадцати лет не является основанием для установления сотруднику сокращенного служебного дня.

 

4.             Каков порядок исчисления времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно?

В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о службе основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

При этом согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы, и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В этой связи, независимо от времени, затрачиваемого сотрудником для проезда к месту проведения отпуска и обратно необходимо исчислять дополнительные дни к отпуску – не менее чем 1 день в одну сторону (то есть не менее 2 суток к отпуску).

5.            Какой установлен порядок присвоения специального звания среднего и старшего начальствующего состава при поступлении впервые на службу в органы внутренних дел на должности рядового состава, младшего начальствующего состава граждан, состоящих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации?

Согласно части 6 статьи 41 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, если он не имеет более высокого воинского звания или специального звания.

Частью 2 статьи 46 Закона о службе предусмотрено, что гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание, соответствующее присвоенному ему воинскому званию, или более высокое специальное звание, если в соответствии с Законом о службе он имеет на это право.

В этой связи гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава или младшего начальствующего состава присваивается специальное звание среднего или старшего начальствующего состава, соответствующее присвоенному ему воинскому званию.

 

6. Гражданину, поступающему на службу в органы внутренних дел устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, на период которого заключается срочный трудовой договор и на стажера распространяется действия трудового законодательства. В случае успешного прохождения испытания и возникновения служебных отношений возможно ли присоединение дней отпуска за период стажерства к основному отпуску сотрудника, либо по факту прекращения действия срочного трудового договора сотруднику надлежит выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством?

1. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о службе) для гражданина, поступающему на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки, и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

Частями первой и второй статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК) определено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть продлен и до истечения шести месяцев.

В этой связи если согласно заключению непосредственного руководителя (начальника) стажер не выдержал испытания, уполномоченным руководителем принимается решение о расторжении с ним трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством. Уволенному выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

2. Согласно части 7 статьи 24 Закона о службе в случае принятия уполномоченным руководителем решения о заключении контракта увольнение стажера по окончании срока действия трудового договора не производится. В связи с этим правовых оснований для выплаты ему денежной компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.

Частями 2 и 3 статьи 56 Закона о службе установлено, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно, начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел, предоставляется основной и дополнительные отпуска. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

При этом пунктом 11 части 2 статьи 38 Закона о службе определено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

С учетом анализа указанных нормативных правовых актов полагаем, что при исчислении продолжительности основного и дополнительного отпусков сотрудников в году поступления на службу в органы внутренних дел, должен учитываться срок испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России совместно с ФЭД МВД России и ДГСК МВД России.

7. Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять физическую силу?

Условия и приделы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона от 2 апреля 2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее –Федеральный закон). Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в приделах, установленных законодательством Российской Федерации.

Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

 

8. Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка НЕ по приглашению органов внутренних дел (полиции)?

Системный анализ положений Федерального закона от 2 апреля 2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее –Федеральный закон) позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4 Федерального закона). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

9. Следует ли засчитывать время обучения сотрудников (до поступления на службу в органы внутренних дел) по заочной форме обучения в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет?

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего профессионального образования при условии завершения освоения данных образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Таким образом, частью 2 статьи 38 Закона о службе не предусмотрено включение в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел время обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по заочной форме обучения.

Вместе с тем Законом о службе не установлено, что правовые нормы могут применяться к правоотношениям, которые возникли до его вступления в законную силу.

Более того, частью 1 статьи 96 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В этой связи, с учетом предписаний части 1 статьи 96 и части 1 статьи 98 Закона о службе, полагаем, что время обучения сотрудников (до поступления на службу в органы внутренних дел) по заочной форме обучения до 1 января 2012 года должно засчитываться в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России








© 2014 органы МСУ Хоринского района республики Бурятия

671410, Российская Федерация,
Сибирский федеральный округ,
Республика Бурятия, Хоринский район,
с. Хоринск, ул. Первомайская, д. 41

Тел.: +7 (30148) 22-1-63

Факс: +7 (30148) 22-1-63

admhrn@icm.buryatia.ru

При использовании материалов ссылка на официальный сайт

Органов МСУ Хоринского района Республики Бурятия admhrn.sdep.ru обязательна!

Разработка сайта sdep.ru