A↓ A↑ размер шрифта на сайте

Поиск по сайту
     

Защита прав потребителей органами местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют государственную защиту прав потребителей, полномочия которых предусмотрены статьей 44 Закона о защите прав потребителей, реализуемые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), в частности статьей 19 вышеназванного закона.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 апреля 2007 года, 17 апреля 2007 года №Ф03-А51/07-1/823 по делу №А51-2544/2006-15-95).
Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, должны быть включены в устав муниципального образования.
Задачи и функции структурного подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления определяются в положении, которое утверждается главой органа местного самоуправления.
В муниципальных образованиях с меньшей численностью населения при невозможности создания самостоятельного отдела по защите прав потребителей, функции по защите прав потребителей возлагаются на конкретных работников других подразделений местных администраций.
Методическое руководство, организационная и консультационная помощь структурным подразделениям по защите прав потребителей органов местного самоуправления, осуществляются территориальными антимонопольными органами по согласованию с руководством органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут по поручению территориальных антимонопольных органов осуществлять целевые проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, информировать антимонопольные органы о своей работе, представлять статистические данные о ее результатах.
В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями потребителей.
Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:
1) в работе координационных советов по защите прав потребителей;
2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей;
3) в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;
4) в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и другое.
Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям.
В целях оказания помощи потребителям в реализации их законных прав органы самоуправления:
1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;
2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;
4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;
5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов. В случае подтверждения нарушений в соответствии с установленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:
1) разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лично с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказным письмом с уведомлением. У потребителя должна оставаться копия претензии;
2) проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом о защите прав потребителей последствия несоблюдения норм;
3) по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью продукции и услуг;
4) помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. В соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей, если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления и суд вынес решение о взыскании с изготовителя, продавца, исполнителя, нарушившего права потребителя, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, то пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются соответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта.
5) Обращаются за консультациями в территориальные антимонопольные органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей;
6) обращаются за разъяснением в федеральный антимонопольный орган, который в соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Органы местного самоуправления строят работу в сфере просвещения и обучения населения, по следующим направлениям:
1) информирование и консультирование населения об их потребительских правах, поведении в различных ситуациях, связанных с соблюдением законных интересов потребителей;
2) консультирование потребителей, помощь в составлении претензий к хозяйствующим субъектам и исковых заявлений в суды, сопровождение дел в судах (оказываются потребителям бесплатно).
Органы местного самоуправления при осуществлении защиты прав потребителей взаимодействуют с общественными объединениями потребителей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года №837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» органы местного самоуправления:
1) оказывают общественным объединениям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе;
2) консультируют и информируют их по вопросам защиты прав потребителей;
3) принимают организационные меры, направленные на создание условий для развития общественного движения потребителей, в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи;
4) оказывают финансовую поддержку общественным объединениям потребителей в реализации конкретных программ и проектов по вопросам защиты прав потребителей в интересах жителей муниципального образования.
Защита прав потребителей общественными объединениями (их ассоциациями, союзами)
Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и так далее), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.
Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
На основании статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой.
5) Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Постановление ФАС Уральского округа от 4 мая 2006 года №Ф09-2779/06-С1 по делу №А34-6178/05, Постановление ФАС Северо-западного округа от 20 ноября 2006 года по делу №А56-53215/2005.








© 2014 органы МСУ Хоринского района республики Бурятия

671410, Российская Федерация,
Сибирский федеральный округ,
Республика Бурятия, Хоринский район,
с. Хоринск, ул. Первомайская, д. 41

Тел.: +7 (30148) 22-1-63

Факс: +7 (30148) 22-1-63

admhrn@icm.buryatia.ru

При использовании материалов ссылка на официальный сайт

Органов МСУ Хоринского района Республики Бурятия admhrn.sdep.ru обязательна!

Разработка сайта sdep.ru